«Развивающие игры как средство умственного развития детей дошкольного возраста»

«Развивающие игры как средство умственного развития детей дошкольного возраста»«Развивающие игры как средство умственного развития детей дошкольного возраста»

(рекомендацию подготовила воспитатель Митрофанова Е. Н.)

Развивающие игры математического содержания:

• Знакомят детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером;

• Развивают мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;

• Помогают усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления;

• Развивают познавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение, волю;

• Развивают интеллектуальные и творческие способности детей.

Никитин Борис Павлович — один из основоположников методики раннего развития, педагогики сотрудничества разработал систему развивающих игр. Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора — механика и т. д. Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции и т. п. и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Решение задачи предстаёт перед ребёнком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т. е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверить точность выполнения задания.

Большинство творческих развивающих игр Никитина не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т. е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка. В своей работе я использую следующие игры Никитина – это:

«Сложи узор». Данная игра способствует развитию пространственного мышления и логики;

«Уникуб» развивает логику, целостное восприятие объекта, способность представлять трёхмерные объекты.

Игры Никитина позволяют каждому ребёнку подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идёт наиболее успешно.

Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер разработал универсальный дидактический материал «Счётные палочки» для развития у детей математических способностей. Палочки Кюизенера – это счётные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. Они позволяют моделировать числа, свойства, отношения, вызывают живой интерес у детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путем решения мыслительных задач. Работая с палочками, дети знакомятся со своеобразной цветной алгеброй. Палочки можно предлагать детям с трёх лет для выполнения наиболее простых упражнений. Цель использования палочек Кюизенера: развитие способности группировать предметы по цвету, величине, освоение способов измерения с помощью условной мерки, способность различать количественный и порядковый счёт, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов, развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры, силуэты, предметы.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки. В этом помогают, уникальные по своим возможностям, дидактические материалы – палочки Кюизенера и логические блоки Дьенеша, а также система по развитию у дошкольников логико-математических представлений и умений, основанная на использовании игр и упражнений с этими материалами.

В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики. В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: «логические фигуры» (Фидлер М.), «логические кубики» (Копылов Г.), «логические блоки» (Столяр А.). Но в каждом из названий подчёркивается направленность на развитие логического мышления. Дидактическое пособие «Логические блоки» состоит из 48 объёмных

общего интеллектуального развития. В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной.

Блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовать задачи познавательного развития детей.

В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

Также в своей работе я применяла игровую технологию Вячеслава Вадимовича Воскобовича «Сказочные лабиринты игры. Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей 3–7 лет», направленную на развитие мышления, памяти, внимания. Основным принципом педагогической технологии «Сказочные лабиринты игры» является развитие детей в игре, с помощью которой выстраивается почти весь процесс обучения ребёнка-дошкольника. По словам В. В.Воскобовича: «Это — не просто игра, это — познавательная деятельность».

Отдельное внимание отведено таким играм Воскобовича как:

«Двухцветный квадрат» — игра – головоломка, в процессе которой дошкольники осваивают приёмы конструирования геометрических фигур и алгоритмы сложения предметных форм. Игра «Двухцветный квадрат» способствует развитию тонкой моторики руки, пространственного мышления и творческого воображения, умения сравнивать, анализировать, сопоставлять.

«Четырёхцветный квадрат» — это наиболее сложная модификация двухцветного квадрата. В процессе выполнения игровых заданий ребёнок складывает многоцветные фигуры. Схемы сложения не являются пооперационными, а представляют собой конечный результат конструирования. Навыки, приобретённые в игре с двухцветным квадратом, помогают ребёнку быстрее освоить четырёхцветный квадрат, так как приёмы сложения фигур остаются неизменными.

В играх с «Квадратом» совершенствуются внимание и память.

Играя с головоломками «Чудо – крестики». дошкольники знакомятся с сенсорными эталонами формы, цвета и величины. Правильному восприятию эталонов помогают включения в процесс познания обследовательских действий с помощью тактильно – двигательных, зрительных, осязательных ощущений. Головоломки развивают познавательные и творческие способности детей. В игре совершенствуются процессы логического мышления, свойства внимания и пространственное мышление.

По одной из легенд танграм появился почти две с половиной тысячи лет тому назад в Древнем Китае. У немолодого императора родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Но старого императора беспокоило, что его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику больше нравилось играть с игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. И три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю»- квадрат, разрезанный на семь частей.

Чем полезна игра ребенку?

· Изначально «танграм» — это головоломка. Она направлена на развитие логического, пространственного и конструктивного мышления, сообразительности.

· В результате этих игровых упражнений и заданий, ребенок научится анализировать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры, визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель.

· Развивающие возможности математического планшета

· Математический планшет — это возможность исследовательской деятельности для ребенка, содействие его психосенсомоторному, когнитивному (познавательному) развитию, а также развитию творческих способностей.

· А это означает развитие мелкой моторики. дифференцированного восприятия, сенсомоторной памяти, усвоение обобщенных знаний и способов действия.

· Развитие воображения будет способствовать получению творческих результатов во всех видах деятельности и обеспечит полноценную готовность к школьному обучению и дальнейшие успехи в школе.

игры где надо развивать

как открыть интернет магазин развивающих игрушек

как развить технику игры на фортепиано

This entry was posted in Развивающие игры как средство развития умственных and tagged , , , . Bookmark the <a href="http://goochi.ru/razvivayushhie-igry-kak-sredstvo-umstvennogo-razvitiya-detej-doshkolnogo-vozrasta/" title="Permalink to «Развивающие игры как средство умственного развития детей дошкольного возраста»" rel="bookmark">permalink</a>.

Comments are closed.